Приемная кампания стартовала в Тюменском индустриальном университете (ТИУ). Что нового вуз может предложить абитуриентам в этом году? Как новые образовательные программы учитывают пожелания работодателей? Об этом корреспонденту проекта “Социальный навигатор” МИА “Россия сегодня” рассказала ректор ТИУ Вероника Ефремова.
— Перемены у нас происходят уже четвертый год, с того момента, как университет получил статус опорного вуза. Мы готовим кадры для предприятий региона, наших партнеров из нефтегазовой, строительной и энергетической отрасли, и стремимся идти в ногу с прогрессивным технологическим и экономическим развитием этих предприятий. Именно поэтому мы занялись трансформацией наших образовательных программ.Во всех традиционных вузах образовательная программа – это собственность и ответственность той или иной кафедры. У нас же образовательные программы стали интеллектуальным продуктом университета. За каждую программу отвечает группа разработчиков, которая представляет ее работодателям и по результатам открытого конкурса получает право на ее реализацию.
Следующим этапом изменений стала реализация образовательных программ с помощью индивидуальных образовательных траекторий. Мы запустили их в прошлом году на площадке Института транспорта, по направлениям подготовки бакалавриата и магистратуры. Теперь каждый студент должен осознанно выбрать свою программу и все ее компетентностные составляющие.
— Первый год нам нужно было объяснять родителям и студентам, почему за индивидуальными траекториями будущее. Мы говорили: старые профессии уходят в никуда, новые профессии рождаются быстро, иногда – за время обучения студента в университете, и мы должны к этому подготовиться.
Мы сотрудничаем и со школами Тюменской области. Ученикам старших классов на этапе подготовки к университету мы уже давно предлагаем возможность выбора программы или трека развития, чтобы адаптировать их к будущему обучению в вузе.
В целом в университете модернизируются образовательные программы – перечень дисциплин, последовательность их изучения, график выездов на практику. Меняется сама идеология практической работы, потому что мы реализуем проекты по заказу наших работодателей, а проектные группы создаем из студентов разных специальностей. Это позволяет максимально приблизить наших ребят к реальным условиям труда, формируя у них не только профессиональные навыки, но и навыки социализации.Компании, с которыми мы сотрудничаем, очень ценят эти компетенции наших выпускников и часто приглашают их к себе на работу. Об этом говорят и независимые исследования. По результатам опроса, проведенного в мае-июне 2020 года Общественной палатой РФ и Ассоциацией “МАКО”, ТИУ вошел в топ-12 вузов страны, чьих выпускников крупные российские компании предпочитают нанимать на работу.
— Естественно, они следуют за изменением портфеля образовательных технологий. В этом году состоится третий набор первокурсников в Высшую инженерную школу EG, где у нас самый высокий проходной балл.
Высшая инженерная школа EG реализует образовательную программу бакалавриата “Нефтегазовое дело”, организованную на совершенно новых принципах. В учебном процессе активно участвуют работодатели, студенты с первого курса ведут проектную работу. Также на площадке EG мы запускаем программу специалитета “Нефтегазовая техника и технология”.
— Магистерские программы все в большей степени ориентируются на заказ потенциальных работодателей. Часто компании присылают к нам в проектную магистратуру группы работников, которых мы учим разрабатывать проекты улучшения своих предприятий.
Сегодня особенно популярны программы, связанные с цифровизацией, развитием IT-технологий и IT-отрасли в целом. Два года назад мы запустили программы по экономике IT-отрасли и защите интеллектуальной собственности, они пользуются большим спросом. Кроме того, мы открыли три магистерских программы на английском языке, в этом году у нас будет еще одна.— Занимаетесь ли вы развитием управленческих и предпринимательских навыков студентов?
— Да, наши выпускники должны быть готовыми организовать свое дело. У нас создана студенческая инновационная платформа, на которой в рамках образовательного трека мы прививаем студентам навыки технологического и социального предпринимательства. Мы обязательно учим их управленческим навыкам, социальным компетенциям, иначе выпускник не справится с организацией бизнеса, какой бы блестящей ни была его идея.
— Мы давно работаем вместе в контексте профориентации, но недавно поняли, что этого недостаточно. Ребенок и его родители, принимая решение о выборе профессии, должны понимать, что будет происходить в вузе, какие существуют уровни образования, и кем потом сможет работать выпускник. Мы считаем, что нужно готовить школьников так, чтобы они впоследствии не чувствовали разрыва в обучении между школой и вузом.
Мы договорились с нашими партнерами – это, в основном, нефтегазовые и строительные компании “Газпром”, “НОВАТЭК”, “Роснефть”, “Мостострой-11”, “СИБУР” и другие – и сформировали в школах 19 профильных классов. Там мы занимаемся со старшеклассниками подготовкой к ЕГЭ и дополняем школьную программу необходимыми инженеру предметами: это черчение, астрономия, введение в специальность, проектное обучение, технический английский, закладываем основы параметрического мышления.У нас есть свой лицей, где учатся только старшеклассники, а также успешный инновационный проект “Школа инженерного резерва”. Это школа внутри вуза, куда в свободное от уроков время приходят ученики, начиная с первого класса, и занимаются кибернетикой, робототехникой, работают с графическим редактором, а также углубленно занимаются черчением, астрономией, физикой и химией. Позднее они участвуют со своими проектами в специализированных сменах детских центров “Артек”, “Сириус” и “Океан”. Эта школа работает в очном и дистанционном режимах со школьниками из разных регионов.
Мы модернизируем среднее профессиональное образование, в основном, в собственном многопрофильном колледже, участвуем в соревнованиях WorldSkills. В колледже у нас большой портфель образовательных программ по самым востребованным специальностям, там учатся пять тысяч студентов. В прошлом году нижняя планка проходного балла почти на все программы была 4,0.
— В этом году поступление во все вузы страны на основании приказа Министерства науки и высшего образования будет организованно в дистанционном формате. В приказе обозначены возможные способы подачи документов в вуз дистанционно, основные – это сайты университетов и сервис “Поступи в вуз онлайн”, воспользоваться которым смогут абитуриенты 54 вузов страны. Абитуриенты с 20 июня могут подать документы на Едином портале госуслуг. Для подачи заявлений на поступление в вуз электронная цифровая подпись не нужна.
В ТИУ приемная кампания стартовала больше месяца назад. С 15 мая 2020 года абитуриенты подают заявления на поступление через сайт университета с использованием сервиса “Подача заявления о поступлении онлайн”. Абитуриент получает круглосуточный доступ к своему личному кабинету, где он может просматривать ранжируемые списки по баллам и, при необходимости, корректировать свое заявление.
В университете успешно реализуется “Программа лояльности”, которая предусматривает льготы для абитуриентов и студентов и включает в себя рассрочку на оплату обучения и доступ к образовательным кредитам. Если же студентам не удалось поступить на бюджет, и они учатся на договоре, но с хорошей успеваемостью, то в вузе есть возможность перехода на бюджет при наличии свободных мест.Стипендии мы также выплачиваем не только студентам-бюджетникам, но и студентам-договорникам: у нас много корпоративных и вузовских именных стипендий, которые распределяются на конкурсной основе.
Выпускники наших корпоративных классов могут получить до 10 баллов к ЕГЭ за успехи в наших вузовских конкурсах, и за победы во всероссийских олимпиадах.
В ТИУ отличный студгородок. В общежитии нет дефицита мест, и даже студенты из микрорайонов Тюмени пользуются возможностью взять себе место, чтобы не тратить время на дорогу по пробкам и жить рядом со своими однокурсниками.
— Мне кажется, что с 16 марта все вузы очень поменялись. Мы уже давно создали электронную образовательную среду, а сейчас проверили ее на прочность. При пандемии образование стало фактически индивидуальным. Несмотря на то, что педагоги ведут занятия дистанционно, они тратят много времени на работу с каждым студентом. В будущем мы, конечно, вернемся в аудитории, но доля электронного образования, безусловно, увеличится.
Ранее мы успели подготовить массовые онлайн-курсы, которые получили хорошие отзывы. Сейчас мы запустили такой курс по изучению русского языка как иностранного, который поможет нашим будущим иностранным студентам приехать подготовленными. Мы продолжим разрабатывать новые электронные сервисы, которые освободят студентов и преподавателей от рутинного труда и высвободят время для творчества.
Сейчас самое важное, чтобы все были здоровы, вернулись на работу, и продолжили заниматься учебой, наукой и развитием университета.Вузы России: навигатор абитуриента 2020