Сегодня, 22 августа, члены Совета ветеранов Тюменского управления воздушного транспорта, городского совета ветеранов, и других общественных организаций возложили цветы к обелиску легендарного человека – Эдуарда Лухта.
Председатель совета – Герман Смирнов рассказал, что Эдуард Мартынович был летчик от Бога, первооткрыватель, его жена работала с ним техником… за 46 лет жизни он успел совершить очень и очень много.
Эдуард Мартынович, эстонец по национальности, родился в Крыму, в семье рабочего батрака. В одиннадцать лет он помогал отцу в кузнице, (об этом напоминает роза из металла, которая находится рядом с могилой), а в 1914 году был призван на действительную службу в морскую авиацию Балтийского флота, где получил специальность авиамоториста. Конечно, в 1917 году сын батрака принял сторону Октябрьской революции. Есть даже данные о том, что 25 октября Лухт был среди матросов, бравших Зимний Дворец.
В дальнейшем он стал членом станционного и бригадного комитета, участвовал в аресте белогвардейцев. В 1914 году он воевал против немцев, затем против белых эстонцев, в 1918 против Дутова, в 1919 году против Юденича и Врангеля, а в 1929-м против белокитайцев… По воле случая матрос познакомился с Михаилом Фрунзе который увидел у него горячее желание подняться в небо. Отправил Лухта в школу морских летчиков в Ленинграде. Потом они встречались на гражданской войне не раз, и как пишут источники Фрунзе следил за карьерой своего выдвиженца и с удовольствием подписывал документы о поощрении смелого летчика, – рассказал Герман Борисович.
После подавления выступления белокитайцев Лухт продолжал служить в Хабаровске. Строил аэродромы, казармы, передавал свой боевой и летный опыт молодежи.
Служба никогда не бывает гладкой. Однажды при выполнении ночных групповых полетов столкнулись два самолета. Погибли два летчика и два летнаба. Дело командира было передано в трибунал. Выручил нарком обороны К. Е. Ворошилов, прибывший в Хабаровск по делам службы. Увидев на кителе Лухта дырочки от снятых наград, нарком спросил: «Почему не носите ордена?» Лухт объяснил ситуацию. «Для чего вы проводите ночные полеты?» — последовал второй вопрос. На это Эдуард Мартынович ответил, что «японцы умеют летать ночью, а мы обязаны это делать лучше их». «Наденьте ордена, трибунала не будет», — закончил разговор Ворошилов.
В 1938 году Э. М. Лухт переехал в Тюмень, где стал работать командиром Обского отдельного отряда ГВФ. Интересно, что авиаотряды в то время именовались по названиям рек, потому что воздушные трассы прокладывались вдоль водных артерий. Лухт много сделал для авиационного освоения тюменского Севера. Были открыты регулярные авиалинии до Тобольска, Ханты-Мансийска, Березово, Салехарда и многих других населенных пунктов.
Лухт оставил большой вклад в развитие военной и гражданской авиации. Трижды орденоносец летчик скончался в 1940 году в возрасте 47 лет и был похоронен на Текутьевском кладбище Тюмени.
Несколько лет на могиле Эдуарда Лухта стоял деревянный обелиск с прикрепленным к нему пропеллером красного цвета. Родные летчика вскоре переехали в Москву, а с началом Великой Отечественной войны за могилой никто не присматривал .
К 125-летию со дня рождения летчика, благодаря ветеранам, обелиск обновили. Теперь он окружен оградой, выполненной из настоящей якорной цепи, как напоминание что он еще служил на Балтийском флоте.
Ветераны еще долго стояли у могилы прославленного летчика с вспоминали подвиги тюменских летчиков. Пожилые люди прикладывают все усилия для того, чтобы мемориалы и памятники находились в достойном виде. И, конечно же, всем важно, чтобы память о легендарных людях передавалась и молодому поколению. Совет ветеранов неоднократно обращался с просьбой назвать в честь Эдуарда Лухта самолет.