Краевед Наталья Войнова объяснила смысл поговорки “Тюмень — столица деревень”
Далее в сюжете
Ялуторовский «Арт-Вояж» стал лауреатом всероссийского конкурса
В старой поговорке “Тюмень — столица деревень” краевед Наталья Войнова не видит ничего плохого, ведь деревня — это кормилица и хранительница всех обычаев.
Город был основан в 1586 году, и деревни, расположенные вокруг него — Кулаково, Речкина, Каменка и другие, — старинные. “Я считаю, это очень хорошая фраза: “Тюмень — столица деревень”. Посмотрите на карту Семена Ремезова, сколько было деревень поставлено. Русские люди, пришедшие на вольные богатые сибирские земли, увидели, что земля ни в чем не уступает той, что в Центральной России. Но земли в Центральной России мало, а людей много. Здесь же, в Сибири, наоборот. Крестьяне стали быстро осваиваться. Эти деревни кормили не только себя и Тюмень, но и уже через 20 лет после основания города сибирский хлеб пошел в Центральную Россию”, — поделилась Наталья Войнова.
Большая часть страны за Уралом — это все Сибирь. При Петре I территория Российского государства была разделена на восемь губерний, самой большой из них была как раз Сибирская — от Вятки до Дальнего Востока — с центром в Тобольске. Это край, богатый лесами, реками, недрами, фауной, землей, через Сибирь прошли все великие завоеватели: Атилла, скифы, гунны, сарматы. Затем, ближе к современности, были основаны города, отмечает краевед.
Тюмень — первый русский город Сибири. Он стоит на месте города Чимги-Тура, построенного при старшем сыне Чингисхана Джуче. Он был основан в 1586 году, через два года после гибели Ермака. “Чтобы присоединить территорию, нужно поставить крепость, а еще лучше город. Правительство отправило в Сибирь воевод Василия Сукина, Ивана Мясного и письменного голову Даниилу Чулкову с указом царя Федора Ивановича поставить город на высоком берегу Туры при слиянии с речкой Тюменкой. Была поставлена крепость. В следующем году был основан и Тобольск. Города уже гарантируют то, что территория принадлежит данному государству. Первый сибирский город, вошедший в состав Российского государства, — это, конечно, Тюмень”, — поделилась Наталья Войнова.
В XVI веке в Сибири жило огромное количество людей разных национальностей, например, остяки, вогуличи. Сюда пришли воеводы, специалисты по строительству, купцы, священники, которые несли православную веру. Нужно было привлечь инородцев, как называли народы Сибири в то время, чтобы они присягнули Белому царю. “Чем привлекали? Налог, называемый ясак, они платили поменьше. Сколько шкурок зверя с каждого поселения, все было распределено. Они быстро посчитали, что русский царь берет меньше, чем до этого брал Кучум. И тем более русские не вмешивались в их веру. Да, священники шли, строили часовни, храмы, крестили народ по желанию — насильственно не обращали в христианство. Поэтому инородцы выбрали русских, потому что они не посягали на их веру, не крушили их идолов. Они зауважали людей, пришедших из Москвы”, — добавила краевед.
Инна Пахомова